История

ИСТОРИЯ ПРАВОСЛАВИЯ НА МЯДЕЛЬЩИНЕ (дореволюционный период)

Храм Божий на горе мелькнул,
И детски-чистым звуком веры
Внезапно на душу пахнул.
Нет отрицанья, нет сомненья,
И шепчет голос неземной:
«Лови минуту умиленья,
Войди с открытой головой».

Н.А. Некрасов

Христианство в Беларуси возникло почти вместе со становлением Белорусского государства – сильного Полоцкого княжества. В своё время Мядель возник в X в. как крепость на границе владений Полоцка и входил в состав полоцких земель. Многие прошлые события тонут в бездонье времени, многое из истории и жизни наших предков, к сожалению, ещё не выяснено. Но, всё же попробуем заглянуть в глубину столетий…

Как повествует народное сказание, по этим землям ходила с проповедями веры Христовой княгиня Ольга. Вместе с тем, жители нашего края участвовали в походах на Византию, имели торговые контакты с государствами, где уже было принято христианство. Вероятно, что первые христианские общины возникли ещё задолго до всеобщего Крещения Руси святым Владимиром.

Существование в Мяделе Православной церкви документально подтверждается только в XVI столетии. 7 августа 1559 года король Польский и Великий князь Литовский Сигизмунд-Август по прошению «попа Мядельской Святой Троицы Максима Фёдоровича» даровал Мядельской Свято-Троицкой церкви «две волоки земли». Этот «заручный листъ» потом подтвердил 27 февраля 1863 года Король Ян III. Храм перестраивался несколько раз. Имеются сведения, что на месте древнего храма был построен в 1715 году новый, который сгорел в 1872 году. Снова его построили в 1884 году. Основным строительным материалом в то время являлось дерево, потому от пожаров и церкви были не застрахованы.

После провозглашения на церковном соборе Брестской унии в 1596 году, Православной церкви пришлось доказывать своё право на существование. Так, в книге «Синопсисъ», которая была напечатана в Вильно и преподнесена королю Владиславу, говорится: «Въ Мяделе православие къ унии отъ тамошняго старосты насильно принуждаемы и въ ссылку изъ города, какъ ариане, декретомъ осуждены были». Для того, чтобы противостоять полонизации местного населения, при церкви создаётся Православное братство. Оно имело 10 отделений по числу главнейших деревень. Финансовые средства слагались из вступительных и членских взносов, размеры которых зависели от состоятельности и пожеланий «братчиков». Но Мядельская Свято-Троицкая церковь останется ещё православной. Братство занималось религиозно-благотворительной деятельностью, помогало обедневшим «братчикам» и сиротам. При церкви был построен госпиталь. Так, в 1657 году Апполония Зенович, в первом браке Пац (урождённая Огинская), в своей духовной грамоте записала разные суммы в православные церкви, в том числе «на церковь Мядельскую – 50 злотых и госпиталь при церкви – 40 злотых».

С усилением независимости Великого Княжества Литовского от Польши начал расширяться принудительный перевод православных в униаты, а затем – в католицизм. Во второй половине XVIII столетия возникла полемика из-за перевода мядельских униатов в католиков. Владелец Старого Мяделя Антон Кощиц «по мысли и ревности матери своей и при содействии мядельскихъ кармелитовъ, съ дозволения латинского епископа, устранилъ греко-униатскаго приходскаго священника, а крестьянъ своихъ насильно совратилъ въ латинство: вследствие чего крестьяне эти, въ течение года, лишены были всех таинствъ». Переход мядельских униатов в латинство вызвал большой резонанс в мире. По этому вопросу даже было издано пять книг. Процесс перехода распространялся и далее. В «визите» 1799 года сказано, что с 1796 по 1799 годы третья часть прихожан-униатов перешла в католицизм. А в «визите» 1804 года говорится, что «въ латинство отпало 189 мужчинъ и 177 женщинъ».

В 1839 году Полоцким собором Брестская уния была ликвидирована, в православие перешло свыше 1600 приходов с более чем 1 млн. 600 тыс. верующих, однако многие из перешедших в католицизм так и остались католиками. Как было упомянуто ранее, братство при Мядельской Свято-Троицкой церкви существовало уже в 1695 году. При насильственном переводе в униатство оно осталось и продолжало работать на нужды прихожан. А за свою плодотворную деятельность получило в 1818 году индульгенцию от римского папы Пия IV. В 1837 году в Мяделе побывал епископ Иосиф Семашко. Он указал, какие нужно произвести изменения в храме. После перевода прихожан в униатство был уничтожен чудесный иконостас. Однако местные святыни были сохранены прихожанами. Так, бережливо сохранялись чудной работы древние царские врата. После ликвидации унии они снова украсили иконостас. В 1872 году, во время пожара, царские врата были спасены и размещены в новой каменной церкви. В 1884 году сгорела и эта церковь, но царские врата были вновь спасены. Отстроенная на пепелище церковь снова стала жертвой огня в 1921 году.

На территории нынешнего Мядельского района в дореволюционный период были построены также православные храмы в следующих населенных пунктах: — в 1772 г. Свято-Троицкий деревянный храм в Княгинине, который милостью Божией никогда не закрывался и не перестраивался. — в 1875 г. был заложен и 25.10.1881 г. освящен Свято-Ильинский храм в д. Нарочь. — в 1887 г. Свято-Троицкий храм в Кривичах. — в 1869 г. Свято-Александро-Невский храм в Слободе. — в 1905 г. Свято-Никольский храм в Старых Габах, который стал приписным к Свято-Троицкому храму д. Мостовики.

Один комментарий на “История

  1. Этот «заручный листъ» потом подтвердил 27 февраля 1863 года Король Ян III. — В 1863 был Император Александр II Освободитель!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *